Советы дефектолога - СШ №56 г.Минска
Галерея 14 апреля 2016 г. на базе ГУО «Средняя школа № 56 г. Минска» состоялось торжественное открытие художественной галереи. Подробнее
Тренажерный зал Тренажерный зал приглашают к себе всех желающих поддерживать великолепную физическую форму и добиться снижения веса. Подробнее

Советы дефектолога

Дорогие родители!

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
     Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием
«речевая готовность к школьному обучению»

 

Итак, речевая готовность это…

  1. Звуковая сторона речи

У ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

  1. Фонетико-фонематическая сторона речи

Это подразумевает хорошо сформированные и развитые:

• фонематические процессы

умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (банка – банька), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком ( дом-ком)
• навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов:

        умение выделять заданный звук из слова (есть такой звук в слове или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звуков, а также их количество и последовательность в слове.

умение определять количество слогов в слове (ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов).

  1. Богатый словарный запас

Словарь ребенка до 3500 слов.

Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).

  1. Грамматически правильно оформленная речь

Будущий первоклассник должен уметь:

• пользоваться различными способами словоизменения и словообразования

( стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни - вишневое, сок из ананаса - ананасовый).
• уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей,пней,лис); 
• согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, коричневый ковер), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо, кошачья лапа, заячьи уши);
• уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева)

  1. Хорошо развитая связная речь

Необходимыми являются:

• умение связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания
• владение навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта
• владение нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (общаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

  1. Хорошо развитая мелкая моторика

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.

 

А теперь рекомендации для родителей!

1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных дел, поговорите с ребенком.

2. Делая уборку в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук.

Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!

3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребенок назвал предметы которые видит и составил с ними предложения (в более сложном варианте указать определенное количество слов).

4. В супермаркете также можно использовать время для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи ( например, помело), продукты с определенным количеством звуков или слогов, устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.

5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

6. Обязательно читайте вслух!

7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие.

Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. 
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система!!!

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!!!